Музей

Администрация района

 

 

О соцподдержке из первых уст

Изменения в сфере социальной поддержки, направленные на утверждение принципов адресности и нуждаемости, сегодня одна из самых важных и острых тем.

В редакцию «Ставрополя-на-Волге» продолжают поступать письма, в которых читатели просят разъяснить те или иные вопросы, звонят, спрашивают.

В пятницу, 10 марта, в нашей газете был опубликован материал «Начать с себя»: на письмо жительницы села Жигули Н. Авдюхиной подробно отвечал зам. главы района Ю.А. Писарцев.

Жители Хрящевки инвалиды и ветераны труда Л. Соколова, А. Малышева, Т. Тиунова и другие (всего 10 подписей) тоже обратились в газету с письмом.

Сегодня им и всем жителям района отвечает министр социально-демографической и семейной политики Самарской области М. Антимонова.

Теперь — другие времена

— У нас очень серьёзная проблема с пополнением бюджета, — подчеркнула М. Антимонова, выступая в рамках проекта «Школа редакторов». — Не только на территории Самарской области — проблема, характерная для всей Российской Федерации. Это результат макроэкономических процессов, которые докатились и до нас, конкретных жителей.

Наполняемость бюджета очень напряжённая, а расходные обязательства, которые были взяты бюджетами (и федеральным, и региональным, и муниципальными) — уже предельно допустимые. Последние несколько лет бюджет Самарской области является дефицитным, хотя ранее мы всегда были регионом-донором.

— В своё время, ещё в девяностые годы — в начале двухтысячных, — продолжила она, — у нас было достаточно много средств, свободных от принятых расходных обязательств. Поэтому с точки зрения социальной защиты населения регион имел возможность взять на себя повышенные обязательства. Был принят целый ряд мер социальной поддержки в дополнение к федеральному законодательству. В частности, был установлен статус ветерана труда Самарской области (такого во многих регионах нет вообще), впервые в России стал создаваться институт приёмных семей, можно вспомнить многое другое.

Теперь же сложилась ситуация, когда обязательства, которые субъект в своё время сам на себя взял, выполнить очень сложно. Ещё и потому, что бюджет у нас сбалансирован таким образом, что огромный процент идёт именно на социальные обязательства. Более 35 млрд рублей из 156-миллиардного бюджета Самарской области тратится на различные социальные выплаты (из них 19,3 млрд — на меры социальной поддержки граждан; в том числе 14,7 млрд — собственно средства из областного бюджета).

Экономисты и финансисты нам говорят, что это критическая ситуация: если и дальше увеличивать расходы из бюджета на выплаты гражданам, это может привести к краху экономики в целом и невыполнению обязательств региона по другим направлениям.

Население беднеет и стареет

— Если проанализировать наши данные по выплатам, которые мы осуществляем «по бедности», и данные Госкомстата по результатам микропереписи населения 2015 года, то очень чётко отслеживается динамика снижения доходов у граждан и увеличения количества бедных людей. Если в девяностые годы среди тех людей, которые получали социальные пособия по бедности, были в основном пожилые, пенсионеры, то сейчас 80% — это семьи с детьми.

То есть сейчас, благодаря тому, что пенсии всё-таки регулярно выплачиваются, назначаются системно и практически ежегодно происходит индексация пенсий, у этой категории населения уровень более-менее поддерживается. Сегодня средний размер пенсии в Самарской области 12,5-12,7 тысячи рублей. Но есть люди, которые получают и значительно больше, — и есть получающие лишь немного больше, чем прожиточный минимум для пенсионера. Понятно, что очень разный уровень, и мы всё это осознаём. При всём при этом мы видим, что наиболее остро и быстро беднеют именно семьи с детьми.

У нас получается, что у людей работающих, содержащих свои семьи и ещё помогающих своим пожилым родителям, зарплата ниже, чем пенсия у наших глубоко уважаемых пенсионеров, а мы ещё им, пенсионерам, доплачиваем. Получается, бабушки-пенсионеры помогают работающим. Настолько всё извращено у нас, настолько с ног на голову перевёрнуто!..

Неоптимистичная демография

— Есть ещё одна проблема, которая не может не тревожить, — отметила Антимонова, — далеко не оптимистичные демографические прогнозы. В Самарской области складывается ситуация, когда увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население. За последние пять лет она увеличилась с 625 до 719 человек нетрудоспособного возраста на тысячу — трудоспособного. В том числе, благодаря увеличению продолжительности жизни. В составе населения сегодня 26 процентов лиц пожилого, пенсионного возраста.

Население стареет ещё и потому, что процент детей — очень небольшой.

В Самарской области, к сожалению, до сих пор сохраняется естественная убыль — это значит, что рождается меньше, чем умирает. В 2016 году в регионе родилось около 40 тысяч детей, умерло около 43 тысяч человек. Я могу сказать: появилась тенденция к снижению рождаемости, и тех мер, которые мы сейчас предпринимаем, уже недостаточно. Потому что женщин репродуктивного возраста ещё мало, к тому же сформировалось такое репродуктивное поведение, когда многодетность не является приоритетом.

В ближайшее время в период активного репродуктивного поведения вступает малочисленное количество людей,  родившихся в девяностые годы. И если они будут рожать по одному ребёнку, то полного возмещения трудоспособного населения ждать не приходится. Это говорит о том, что в экономике будет всё меньше трудовых ресурсов, которые смогут работать, зарабатывать денежные средства, платить налоги и содержать тех, кто не может этого делать. Для нашего поколения вопрос стоит ребром: кто будет нас с вами содержать, когда мы достигнем пенсионного возраста? Я со всей ответственностью об этом говорю.

Меняем приоритеты

— С одной стороны, у нас очень серьёзные проблемы в экономике, доходы не растут. Кроме того, изменилось налоговое законодательство, и часть налогов, которые раньше приходили в регион и муниципалитеты, идут в федеральный бюджет. С другой стороны, мы имеем экономический кризис, и он на нас неизбежно отражается. А с третьей стороны, получается, что первоочередная государственная задача — восполнить население страны и конкретно каждого региона. Вот почему сейчас нужно срочно вмешиваться и как-то иначе перестраивать систему мер социальной поддержки.

По словам г-жи Антимоновой, около 1,6 миллиона жителей Самарской области получают меры социальной поддержки. Всего их 126 видов. Но «с учетом бедности» тратится лишь незначительная часть общей суммы, предназначенной для выплат — 4,3 млрд рублей. Всё остальное выплачивается сугубо по категориальному принципу, сложившемуся ещё во времена Советского Союза: прежде всего, эта система направлена на поощрение людей, которые имеют какие-то достижения, стаж работы, награды.

Министр уверяет, что в сложившейся ситуации областное правительство вынуждено пересматривать принципы оказания социальной помощи, стремясь к увеличению их адресности и эффективности. В приоритете — остро нуждающиеся жители, и в первую очередь — бедные семьи с детьми.

— Из  19,3 млрд рублей, которые в области тратятся на соцподдержку, около 5,5 млрд руб. — это выплаты семьям с детьми, всю остальную сумму получают люди пожилые, люди с инвалидностью и другие категории, такие, как участники ликвидации аварии в Чернобыле и т.д.

Согласно данным центральных научно-исследовательских институтов, которые анализируют глобальные процессы, 19% тех людей, которые оказались за чертой бедности, вообще никакие меры социальной поддержки не получают. Да и размер пособий зачастую такой мизерный, что проблем-то не решает — хотя средства мы на это тратим огромные.

Тема обсуждалась несколько лет, но сегодня пришли к ситуации просто критической. Получается, построив рыночную экономику, мы оставили советские подходы в мерах социальной поддержки. Поэтому сейчас принимаются шаги по внедрению критериев нуждаемости.

Что такое критерий нуждаемости?

Это установка порога доходов гражданина. Если он получает ниже этого порога, то признаётся нуждающимся в помощи государства и мерах социальной поддержки, ему устанавливаются выплаты. Если выше этого порога, в выплате ему отказывается.

Сейчас такие шаги предприняты по компенсациям родительских взносов за детский сад (это изменение вступило в силу с 1 января) и по ветеранам труда Самарской области и РФ.

Для разных категорий граждан критерии нуждаемости вводятся разные, и этому есть объяснение. Поскольку пожилые люди, в большинстве своём, живут самостоятельно, отдельно, для ветеранов труда мы взяли критерий нуждаемости 19,5 тысячи: величину прожиточного минимума пенсионера умножили на 2,5.

А вот когда мы применяли критерий нуждаемости для оплаты родительских взносов, мы учитываем среднедушевой доход и при установлении среднедушевого прожиточного минимума взяли коэффициент 1,5…

Мы осознаём, что есть работающие пенсионеры, у которых зарплата вместе с пенсией меньше указанной цифры. Губернатор тоже увидел эту проблему и поручил проработать эту категорию людей, мы сейчас этим занимаемся. Возможно, будет поддержка и для них, через социальные пособия.

Компенсация вместо ЕДВ

— Такая мера соцподдержки, как единовременная денежная выплата на жилищные и коммунальные услуги для определённых категорий граждан, была введена в ряде регионов РФ, в том числе в Самарской области, в связи с тем, что у нас не было, и нет до сих пор, Единого расчетно-кассового центра. Там, где была создана прозрачная единая система учёта обработки данных, применялся подход в форме компенсации. Согласно изменениям в федеральное законодательство, которые были внесены летом 2015 года,  регионы лишились возможности вариантов выплаты данной меры соцподдержки: всех обязали выплачивать компенсацию за ЖКУ.

Отныне, подтвердила министр, размер компенсации будет рассчитываться из фактических расходов граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Назначение компенсации гражданам будет осуществляться на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, полученных от поставщиков услуг, без заявлений граждан в автоматизированном режиме.

— Разница в том, что компенсация выплачивается за фактически понесённые затраты, а не от усредненного расчёта на основе региональных стандартов. Компенсация — это возмещение понесённых человеком затрат, а ЕДВ — это уравнительная, усреднённая выплата, для всех практически одинаковая.

Мы же понимаем, что при усреднённом подходе очень многие люди получали больше, чем фактически тратили. И эта выплата не зависела, платит ли человек вообще или нет. В нашем представлении было, что наши льготополучатели — это очень добросовестные, дисциплинированные люди, которые регулярно платят за жилищно-коммунальные услуги. Мы в это свято верили до последнего дня. Выяснилось, что около 20% людей не платят, как положено…

При переходе на компенсацию управления соцзащиты должны каждый месяц получать информацию о факте оплаты ЖКУ конкретным гражданином. У нас в области 550 тысяч человек, получающих эту меру соцподдержки. Мы просто банально посчитали: чтобы обслужить такое количество людей, нам надо принимать где-то 8 тысяч сотрудников. Это просто нереально, это в разы увеличит затраты. Но самое главное, люди, независимо от состояния, каждый месяц должны прийти и принести квитанцию об оплате. Чтобы исключить это хождение, мы предложили схему, когда поставщики ЖКУ ежемесячно в электронном виде предоставляют сведения о факте оплаты по каждому льготополучателю. Мы же в автоматическом режиме производим расчёт.

«Были и задвоенные квитанции»

По словам чиновницы, сегодня специалисты министерства ведут колоссальную работу по заключению договоров на информационный обмен с УК и ТСЖ, по сверке данных о плательщиках за услуги ЖКХ, встречая при этом вполне понятное  сопротивление коммунальщиков…

— Мы получили очень серьёзный саботаж, серьёзное противостояние. Были ситуации, когда нам говорили: мы вам вообще не будем показывать свои данные. И выяснилось, что не случайно: были и задвоенные квитанции, и другие нарушения. По сути, мы через изменения в системе мер социальной поддержки внедрились в отрасль, в которой, как любит говорить у нас губернатор, много мутной воды.

И мы сейчас, опосредованно, вынуждены делать какие-то позиции более прозрачными и понятными. Это не нравится, это происходит очень болезненно. Но на сегодня с большинством организаций, которые обслуживают наибольшее количество льготополучателей, соглашения заключены…

Итак, сегодня происходит переход на другой механизм предоставления этой меры соцподдержки. Уверена, что возникшие в переходный период проблемы нам удастся отладить. Если в январе компенсацию за ЖКУ получили 28% людей, то в феврале мы уже смогли выплатить 62%, и я очень надеюсь, что в марте у нас будет охват не менее 80%...

Нужен ещё месяц, чтобы научиться работать и разговаривать с поставщиками ЖКУ на одном языке.

Ради чего всё это?

По словам министра, новый подход к системе соцподдержки, реализуемый в Самарской области, уже даёт определённые плоды.

— Средства, которые освобождаются при внедрении критерия нуждаемости для отдельных категорий граждан, мы уже перераспределяем на усиление мер соцподдержки бедным, — подчеркнула Марина Юрьевна.

— Мы уже могли проиндексировать выплату на содержание сирот в замещающих семьях и на вознаграждение приёмным родителям, и тем самым по мерам соцподдержки приравнять замещающие семьи к многодетным семьям, где несколько своих и несколько приёмных детей. Эти шаги мы не могли предпринять в течение нескольких лет, хотя это жизненно важно, и мы понимаем, что это те самые целевые категории людей, которым тяжелей всего.

Благодаря только первым шагам по перераспределению средств (а мы, по сути, всего в три направления внесли изменения: в компенсации за детский сад, переход на критерий нуждаемости по ветеранам труда и переход на критерий нуждаемости по проезду) мы уже смогли усилить меры соцподдержки нескольким категориям.

— Очень часто задают вопрос по пересмотру вообще размеров пособий — по бедности, семьям с детьми, по тем же ветеранам труда несколько лет индексации не было. Но это радикальный вопрос, на это нужны миллиарды. Если мы сможем пересмотреть вообще всю систему мер соцподдержки, тогда высвободятся какие-то деньги — и это можно будет сделать, — подытожила Антимонова. 

Андрей СЛАВИН.

16 марта 2017 г.

Необходимо войти на портал для добавления комментария (зарегистрироваться).

Вернуться